|
«…люди могут закрыть глаза и не видеть величия, ужаса, красоты и заткнуть уши и не слышать людей или слов. Но они не могут не поддаться аромату. Ибо аромат — это брат дыхания. Аромат проникает в самую глубину, прямо в сердце, и там выносит категорическое суждение о симпатии и презрении, об отвращении и влечении, о любви и ненависти. Кто владеет запахом, тот владеет сердцами людей». |
|
П. Зюскинд «Парфюмер». |
Аромамаркетинг (определение компании «Ароматик) — целенаправленная ароматизация воздуха для стимулирования продаж и положительного влияния на клиента.
В международной практике существует огромное количество определений аромамаркетинга. Каждая компания старается предложить свою трактовку термина, стремясь включить в это понятие все направления деятельности, связанные с коммерческой ароматизацией помещений. Например, основатель концерна Reima AirConcept GmbH Йенс Райсманн в своей работе «Аромамаркетинг: применение ароматов в национальном и международном маркетинге» дает следующее определение: «аромамаркетинг — применение ароматов в торговле, быту и рекламной деятельности для целенаправленного влияния на потребителя, в особенности на его эмоции, предпочтения и поведение. Это влияние может быть как осознаваемым, так и неосознанным. Аромамаркетинг, в первую очередь, должен обладать способностью пробуждать эмоции и воспоминания о событиях».
Определение «аромамаркетинга» компании «Кема Клаб» звучит как «воздействие на эмоциональное состояние человека с помощью ароматических растений, эфирных масел и просто ароматов естественного и искусственного происхождения с определённой целью, а именно — побуждение человека к действию». «Арома-Маркет» трактует «аромамаркетинг» как «комплекс мероприятий по использованию влияния запахов на поведение человека и стимулированию его потребностей в товарах и услугах».
Институт по изучению обоняния SOSI предпочитает использовать термин «аромакология». Аромакология — направление исследований, изучающее воздействие запахов, в основном летучих ароматных веществ на психическое и физиологическое состояние человека. Направление «аромакологии» имеет все шансы стать научной дисциплиной, в то время как «аромамаркетинг» употребляется по большей части в коммерческой деятельности.
Специалисты по маркетинговым коммуникациям, как правило, в своей работе используют два канала донесения информации для потенциальных потребителей – зрение и слух. Это объясняется возможностью передачи этой информации на большие расстояния через электронные носители (телевидение, радио). Наружная реклама, также использует визуальный контакт.
Сегодня маркетологам непростительно не использовать и другие каналы информации. Обоняние является важнейшим источником информации для человека. Запахи способны вызвать эмоциональную мгновенную реакцию и оказывать на наш организм непосредственное психологическое и физиологическое воздействие.
Арома маркетинг позволяет наполнить эту информацию необходимым содержанием. Через обоняние человек воспринимает огромное количество информации. Большая ее часть проникает в подсознание и влияет на настроение, работоспособность, и вызывает различные эмоции. Эти явления взяли на заметку психологи, и вскоре появилась целая индустрия по производству и внедрению в практическую сферу жизни систем ароматизации.
Ароматы, которыми заполнено помещение, оказывают влияние на принятие решения покупателем в пользу того или иного продукта, тем самым кардинально улучшая покупательскую способность. Научно доказано, что информация, воспринимаемая органами обоняния человека, оказывает самое непосредственное и незамедлительное влияние на принятие решения по сравнению с остальными органами чувств человека.
По результатам иностранных исследований ароматизация воздуха в среднем повышает продажи в магазинах на 10-15%. - По данным CRG, в магазинах, где в воздухе распыляли аромат хвои и мандаринов во время предновогодних распродаж, объем продаж увеличивался на 22%. - По данным ВР, аромат заставляет покупателей задерживаться в отделе с аппетитными запахами в среднем на 11 мин. дольше обычного. Это способствует увеличению оборотов в среднем на 5-6%. Многое зависит от правильности выбора аромата, его соответствию целевой аудитории, интенсивности и др. факторов. В каждом конкретном случае результат может быть разным, но можно с уверенностью утверждать, что он будет положительным.
Цели аромамаркетинга:
Выделиться среди конкурентов;
Подчеркнуть стиль, имидж и статус заведения;
Создать праздничную атмосферу для покупателей (исключить «рутинность» покупки);
Увеличить объем продаж;
Улучшить восприятие клиентом качества предлагаемых товаров и услуг;
Акцентировать определенный сегмент товаров;
Стимулировать импульсные покупки;
Стимулировать повторное посещение (торговых) точек;
Мотивировать персонал, повысить работоспособность, внимание, точность;
Решить проблему (если она существует) естественных неприятных запахов.
Мнение ученых:
«На подсознание в первую очередь воздействуют Изображение, Звук и Ароматы»
«На обонянии человека основано около 70% эмоций человека»
«Аромат может рождать положительные или отрицательные чувства и воспоминания»
«Запахи влияют на человеческий мозг, мышление и оценку потребительских качеств товара»
«Запах - это вечно открытые ворота к душе он молниеносно меняет настроение и не поддается логическому контролю»
доктор Алан Хирш
Исследования говорят:
Более 40% потребителей считают для себя определяющей приятную атмосферу в месте покупки и отдыха.
Ароматизация воздуха в магазине способна поднять покупательную способность посетителей более чем на 30% процентов.
Комплексная ароматизация в магазинах поднимает продажи на 9-15% в Европе, в России говорят о более высоких показателях.
Запахи действуют не только на клиентов и посетителей, но они влияют на персонал для повышения производительности.
60% покупок совершается спонтанно, в то время как на запланированные приходится 30%.
P.S. или кстати говоря:
«Хотя покупатель и не отдает себе отчета, но зачастую он делает свой выбор при покупке, руководствуясь не умом, а носом», — утверждает один из руководителей сети магазинов на Западе.
К ландышу и мяте рекомендует принюхаться доктор Хирш людям, работающим на компьютере.
На 54 % запах лимона повышает производительность секретарей и операторов.
Аромат клубники возбуждает аппетит.
Кстати, сегодня многие западные салоны мод, магазины, банки и кинотеатры используют таинственные ароматы, которые поднимают настроение клиентов, а значит - увеличивают прибыль.